Особое место в обеспечении экономичной работы автомобиля занимает правильная эксплуатация его зимой. В этот период особо важно строго соблюдать тепловой режим двигателя, своевременно применять жалюзи, утеплительный чехол (утеплять двигатель рекомендуется уже при температуре воздуха ниже 5°С). Перед началом движения следует обязательно прогревать двигатель и воздерживаться от максимальной подачи горючего до полного прогрева двигателя.
Рациональное вождение автосамосвала позволяет не только экономить горючее, но и уменьшить износ двигателя, шин, тормозных механизмов и других узлов автомобиля.
Важнейшими направлениями, обеспечивающими экономное расходование дизельного топлива на карьерном автотранспорте, являются:
совершенствование системы учета и контроля расхода дизельного топлива на предприятиях горнодобывающей промышленности;
улучшение общего технического состояния автосамосвалов, своевременной регулировки и ремонта систем, от которых зависит расход топлива;
улучшение использования пробега автосамосвалов;
улучшение состояния карьерных и подъездных автомобильных дорог;
увеличение соотношения массы груза к полной массе автосамосвала;
повышение профессионального мастерства водителей;
уменьшение расхода топлива на тепловую подготовку двигателей автосамосвалов в зимнее время путем создания систем централизованного подогрева автомобилей на стоянках.
Система учета и контроля расхода топлива автосамосвалами включает мероприятия по получению, хранению, выдаче, учету и анализу расходования дизельного топлива на предприятии. Выдача топлива и масел водителям должна проводиться с измерением количества горюче-смазочных материалов в литрах по предъявлении водителем путевого листа. При выезде автомобиля на линию механик КТП удостоверяет своей подписью количество топлива, находящегося в баках автомобиля, а по возвращении автомобиля замеряет остаток топлива в баках и заполняет графу «остаток горючего при возвращении». При этом он проставляет показания спидометра.