Повышение экономической эффективности железнодорожного транспорта РЖД

Одной из основных задач транспорта, в том числе и железнодорожного, является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы.

Усиление объема перевозок осуществляется только за счет увеличения парка подвижного состава (локомотивов и вагонов), а в основном, за счет увеличения и интенсивности использования единиц подвижного состава, находящегося в эксплуатации.

Решение задач, поставленных перед железнодорожным транспортом, в значительной мере зависит от качества эксплуатации, которое служит для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, обеспечивающим безопасность движения.

Вагонному хозяйству отводится немаловажное место в организации перевозочного процесса. Ежегодно на техническое обслуживание вагонного парка расходуются миллиарды рублей. Важно не только грамотно распоряжаться основными фондами, но и построить эффективную технологию планирования и получения максимальной прибыли при одновременном обеспечении безопасности эксплуатации вагонов на приемлемом уровне.

В связи с этим в современных условиях ведения хозяйства бюджетирование становится основой планирования – важнейшей функцией управления. Система бюджетирования является инструментом для рационального управления финансами предприятия и представляет собой технологию планирования, учета и контроля денежных ресурсов и финансовых результатов. Она позволяет структурировать данные о прогнозных и фактических доходах, расходах, платежах и поступлениях. Бюджетирование позволяет учитывать специфику работы каждого предприятия и в перспективе даст возможность найти методические подходы к оптимизации эксплуатационных расходов при их планировании. Бюджет является  ключевым инструментом системы управленческого контроля.

В связи с этим в данном проекте была рассмотрена система бюджетного управления компании ОАО «РЖД». Все виды бюджетов принятой системы по полному перечню показателей разрабатываются только на уровне ОАО «РЖД» в целом. Бюджеты отраслевых и территориальных филиалов (то есть заводов и железных дорог)  не содержат ряд показателей, которые формируются только на  уровне отрасли. Отраслевые структурные подразделения дороги  (службы, дирекции и другие) разрабатывают операционные бюджеты, которые используются для расчета затрат. В связи с этим подробно рассмотрен операционный бюджет вагонного хозяйства.

Все показатели, отраженные в бюджете хозяйства, доводятся  им до структурных подразделений  — вагонных депо,  входящих на правах структурных единиц, в форме соответствующих производственных заданий.

Были запланированы расходы эксплуатационного вагонного депо N на 2008 год в форме трех бюджетов: бюджет прямых производственных расходов,  бюджет основных общих для всех видов работ и мест возникновения затрат и бюджет общехозяйственных расходов.