ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

  1. Неполный или фрагментарный.

Ученик определяет основную мысль текста, его лирическую тональность, может передать общее впечатление, настроение, но не видит развитие чувств, их динамику. Языковые и образные средства выявляет фрагментарно, без связи с лирическими образами и структурой стихотворения.

2. Полный сюжетно-логический

Ученик прочитывает лирический сюжет стихотворения, выявляет его композицию и самые яркие мотивы и образы, придумывает заглавия композиционным частям, обращает внимание на отдельные тропы, лексические и стилистические особенности, но целостную образность стихотворения не осознает.

3. Эмоционально-сюжетный

Ученик понимает лирический сюжет стихотворения, позицию и характер лирического героя, делает попытки проникнуть в эмоционально-художественный слой поэтического текста через семантический анализ лексического поля, отдельных стилистических приемов и элементов фонического уровня, пытаясь увидеть единую образную систему данного текста.

4. Интуитивно-художественный

Понимая лирический сюжет стихотворения , ученик прочитывает многообразие переживаний лирического героя, интуитивно чувствует художественную обусловленность всех элементов формы, выразительных средств и приемов стихотворения его содержанием, авторским отношением к изображаемому. Ученик видит взаимосвязь и опосредованность всех элементов художественной формы, а не набор приемов, понимая стихотворение как целостный единый и целенаправленный поэтический текст. Проявляет эмоциональную отзывчивость.

5. Осознанно-художественный

Ученик прочитывает стихотворение в единстве формы и содержания, в разных контекстах (цикла, автора, жанра и др.).Стихотворный текст воспринимает как проявление духовной жизни поэта, как мир его идей и чувств, анализирует образность, ритм, время, пространство как неотъемлемые составляющие художественного мира стихотворения. Ученик пытается осознать поэтику автора. Воссоздать «образ мира» или художественный мир поэта.

Задание. Проанализируйте работу одного из учеников в соответствии с уровнями восприятия и понимания стихотворных текстов. Дайте ему рекомендации.

А теперь продолжим наши размышления над стихотворением Б.Пастернака «Как бронзовой золой жаровень».

«Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут», — писал Ф. Гарсия Лорка. Поэтому это же стихотворение очень интересно будет прочитать, когда наши шестиклассники подрастут и станут одиннадцатиклассниками.
В этом маленьком стихотворении важные приметы и поэтики, и поэзии, и мироощущения Б. Пастернака. Наши ученики увидят, что здесь нет патетики, пафоса, гиперболизации, символов. Свеча – это просто свеча, а не символ духовного горения. Все образы конкретны, предметны, зримы. Человек и мироздание даны в одном измерении, ибо и человек и природа одинаково одушевлены и одухотворены. Посмотрим, из каких слов состоит это стихотворение, т.е. проведем лексико-семантический анализ.

В стихотворении два словесных ряда: слова обиходные (зола, жуки, жаровня, свеча, тополь и т.д.); слова другого ряда, условно назовем их возвышенные (явленная тайна, неслыханная вера, расцветшие миры). Именно эти словосочетания являются ключевыми. Возвышенные слова второго ряда, ключевые слова текста представляют собой описание переживаний лирического героя, его личных ассоциаций по поводу того, что названо такими обыденными словами. Так возвышенное и высокое у Пастернака смыкается в нечто единое с земным и обычным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector