Ритмико – интонационные словосочетания

Каждое простое предложение разделено на ритмико – интонационные словосочетания, знак «___» означает слово, границы словосочетаний отмечены наклонной чертой.

Читаем вслух первое простое предложение в составе сложносочиненного и определяем его ритм. Ритм размеренный, равномерный, каждое ритмическое словосочетание состоит из двух слов. Как лексически поддерживается этот ритм? Глаголом «бежит». В этом предложении есть образ холода, как он реализуется? Лексически через значение слова «студеный» и фонетически через согласные р –з — д ,д-д, з – р –з – з в словах « прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой».

Каков ритм второго предложения? Постепенно замедляющийся, почти останавливающийся в третьем словосочетании, состоящем из пяти слов. А лексически это замедление достигается с помощью слова «влачит». Хотя это слово принадлежит высокой лексике, окружение его таково, что создает образ трудностей и тяжестей в движении (влачить жалкое существование, ношу, груз, бремя). Стечение согласных дл, дв, тн, вл, скв в словах «медленно едва заметно влачит сквозь…» реализуют этот образ на фоническом уровне.

Ритм третьего простого предложения достаточно равномерен и быстр, в каждом ритмико – интонационном словосочетании по три слова, а в последнем — три определения к существительному. Лексически этот стремительный ритм поддерживается глаголом «несется» (Глагольное окружение «несется на всех парах, сломя голову, пулей, стрелой»). А вихревой характер этого бурного потока создается прилагательным «водоворотным», которое вместе со словом «потоком» создает образ воронок и завихрений. Обратим внимание на прилагательное «смуглые», почему автор выбрал именно его? Вода в этой речке коричневая, грязная, но автор не хочет снижения поэтического образа и использует прилагательное «смуглый», которое используется для описания цвета человеческой кожи.

Каков ритм последнего предложения? Он очень своеобразный. Ритмически предложение разбивается на две части: три слова, одно и опять три слова. Глагол подсказывает нам, что предложение «вьется», как змейка. Разделим на слоги второе ритмико – интонационное словосочетание и прочитаем его. У нас получилось «се – реб – рис – той че – шуй – ча – той змей – кой». Расставим ударение и увидим. Что перед нами анапест – трехсложный стихотворный размер. А на фоническом уровне извилистый ритм этого предложения поддерживает звук (й).

Обратим внимание на позицию глаголов в каждом простом предложении: они находятся в первом и третьем ритмико- интонационных словосочетаниях и рифмуются (бежит, влачит, несется, вьется). Итак, автор для создания образа использовал не только лексические, морфологические и фонетические средства, но и определенно ритмически организованное сложносочиненное предложение.

При изучении бессоюзных сложных предложений с двоеточием и тире внимание учащихся обращается на характерные мелодические и ритмические особенности этих синтаксических конструкций.

При изучении бессоюзных предложений с двоеточием отмечается, что первое предложение произносится с некоторым понижением голоса и паузой в конце, выражающее предупреждение о том, что дальше последует разъяснение; второе простое предложение произносится с отчетливым понижением тона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector