Арбитражирование предпринимателя – это деятельность по закупке товара по более низкой цене на одном рынке и перепродажа его по более высокой цене на другом.
Возможности для арбитражирования возникают только в неравновесной системе. Занимаясь арбитражированием предприниматель способствует более эффективному размещению факторов производства и установлению равновесия в рыночной системе.
В реальной действительности действует множество факторов спроса и предложения, которые находятся в постоянном движении. Поэтому возможности для арбитражирования существуют всегда. Таким образом предприниматель, занимающийся арбитражированием ведет рыночную систему к равновесию, но этого равновесия рынок никогда не может достигнуть.
Процесс арбитражирования зависит от условий, возникающих независимо от действий и воли предпринимателя. Но предприниматели не просто реагируют на возникшие во внешней среде обстоятельства. Они сами способствуют появлению необходимых им условий, т.е. занимаются нововведениями. Эта деятельность приводит к нарушению рыночного равновесия.
Предприниматель, осуществляющий нововведения может продавать свой продукт по цене выше его альтернативной стоимости и получать дополнительную прибыль.
Таким образом действует 4 фактора, приводящие в движение рыночную экономику:
- риск предпринимателя в надежде получить прибыль.
- арбитражирование предпринимателя, направляющее экономику.
- состояние равновесия.
- инновационная деятельность предпринимателя, нарушающая существующее равновесие и создающее условия для арбитражирования.