Системы бюджетного управления ОАО РЖД

Кадровый ресурс каждого предприятия является важнейшим условием  его успешной  и безопасной работы. А потому реализация стратегических задач развития кадрового потенциала должна занимать важное место в работе предприятия. В процессе анализа нами были изучены изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы и образованию, а также рассмотрена текучесть кадров. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается увеличение текучести кадров.

Структура и динамика уволенных работников по стажу работы и разрядам представлена на слайдах. Анализ показал, что в целом по депо N и по основным профессиям наибольшее количество уволившихся работников являются молодыми специалистами, не достигшими возраста 30 лет, со стажем работы до 5 лет, что ведет к существенной нехватке квалифицированных работников. Анализ причин увольнений показал, что 35% увольнений работников приходится на «Неудовлетворенность заработной платой.

Анализ темпов роста основных показателей работы депо N представлен на слайде 7. Несмотря на то, что основные показатели работы депо N имеют положительную тенденцию изменения, но достаточно незначительную. Темпы роста среднемесячной заработной платы опережают темпы роста производительности труда на 2%. Но в создавшемся положении сокращение темпов роста заработной платы нежелательно, так как коэффициент текучести кадров на предприятии достаточно высок.

Одним из инструментов эффективного управления финансовыми и трудовыми ресурсами является бюджетная В дипломе рассмотрены вопросы становления и развития системы бюджетного управления в компании ОАО «РЖД». Подробно рассмотрена система бюджетных показателей для уровня территориальных филиалов,   а также  порядок формирования бюджетов.

На слайде представлена структура системы бюджетного управления ОАО «РЖД». В Мастер-Бюджете обобщены и представлены для рассмотрения и утверждения руководством компании ключевые показателей деятельности и представлены в виде сводных бюджетов.

В ее основу заложены следующие принципы:

  1. Полнота. В бюджетной системе осуществляется планирование основных отчетных форм.
  2. Взаимосвязанность. Все бюджеты связанны между собой.
  3. Соответствие учетной политике. Поскольку бюджетная система является частью системы управления, исполнение бюджетов необходимо контролировать.
  4. Иерархичность. Сводные бюджеты ориентированы на уровень филиалов и центрального аппарата ОАО «РЖД».

 

Все виды бюджетов принятой системы по полному перечню показателей разрабатываются только на уровне ОАО «РЖД»  в целом. Бюджеты функциональных и территориальных филиалов (то есть заводов и железных дорог)  не содержат ряд показателей, которые формируются только на  уровне отрасли. Например, таких как доходы и прибыль от перевозок,  поступления от  финансовой деятельности и других.

Структурные подразделения дороги  (службы, дирекции и другие) разрабатывают операционные бюджеты, которые используются для расчета затрат.

Содержание операционного бюджета вагонного хозяйства представлено на слайде.

Все показатели операционного бюджета вагонного хозяйства (П1-В) сгруппированы в следующие блоки:

  • объемные и качественные показателя;
  • трудовые ресурсы;
  • затраты на перевозки;
  • затраты на текущую эксплуатацию (в т. ч. из раздела III);
  • затраты на капитальный ремонт (в т. ч. из раздела III);
  • прочие виды деятельности;
  • капитальные вложения.

Все показатели, отраженные в бюджете хозяйства, доводятся  им до структурных подразделений  — вагонных депо,  входящих на правах структурных единиц, в форме соответствующих производственных заданий.

Полученные отраслевыми структурными единицами задания являются по существу бюджетными показателями,  но в форму бюджетов не оформляются. Определяющим в системе бюджетного управления структурных подразделений является бюджет затрат. Планирование затрат осуществляется с учетом анализа сложившихся расходов за прошедшие периоды. В работе был выполнен анализ расходов в разрезе статей Номенклатуры, видов деятельности и элементам затрат.

Анализ расходов депо по отношению к производственному процессу представлен на слайде. Таким образом 64% составляют прямые производственные расходы.

Согласно Номенклатуре эксплуатационные расходы  планируют и учитывают по месту их возникновения, т.е. по отраслевым хозяйствам железных дорог. 88% расходов хозяйства учитываются по вагонному хозяйству

В соответствии с Номенклатурой расходов основные специфические (прямые производственные) расходы группируются по видам деятельности железнодорожного транспорта (или по укрупненным видам работ (УВР)).  81% расходов – затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией инфраструктуры, 13% — ремонт подвижного состава.

Анализ основных производственных расходов по статьям затрат депо N за 2007 год представлен на слайде. Большую часть расходов составляют затраты по техническому обслуживанию грузовых вагонов на станциях – 72%

Структура прямых производственных расходов по элементам затрат во многом определяется и характером производственного процесса. В эксплуатационных предприятиях наиболее высока доля расходов на оплату труда и социальные нужды (61% и 15% соответственно) и незначительна доля затрат на электроэнергию (0,05%). Однако структура меняется по УВР. Для содержания и эксплуатации инфраструктуры – доля фонда оплата труда с отчислениями на социальные нужды составляет около 90%, по УВР «Ремонт подвижного состава» наибольший удельный вес составляют материалы – 54%, а доля ФОТ с отчислениями на социальные нужды – 46%.

Планирование расходов в настоящее время осуществляется на основании прогнозных величин объема работы, укрупненных стоимостных нормативов, рассчитанных на основании фактических данных прошлых лет и коэффициентов, учитывающих условия планируемого года и инфляционные процессы (формирование бюджета затрат)

Расчет укрупненных норм на основе отчетных данных 2007 года приведен на слайде.

Планируемые затраты всего определяются произведением укрупненной нормы затрат на основе объема работы за 2007 год, планируемого объема работы в 2008 году с учетом прогнозируемого индекса инфляции на 2008 год.

В работе запланирован бюджет прямых производственных затрат в разрезе статей.

В бюджете основных общих расходов, затраты связанные с содержанием рабочих мест и потребностями производства запланированы исходя из прогнозируемого объема работы и индекса инфляции, остальные статьи основных общих, а также общехозяйственных затрат запланированы на уровне прошлого года с учетом индекса инфляции.

По результатам расчетов бюджет прямых производственных расходов депо N на 2008 год составил 242,04 млн. р., бюджет основных общих для всех мест возникновения затрат – 127,28 млн. р., бюджет общехозяйственных расходов – 117,01 млн. р. Общий бюджет расходов предприятия составляет 486,33 млн. р.

Оставьте комментарий