ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНО-ФРЕЙМОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГНЕЗД ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ТОРГОВОЙ ЛЕКСИКИ

В данной главе мы ставим задачу представить совокупность фреймов, которые описывают виды деятельности, составляющие сферу торговли. В пропозиции, как модели определенной области нашего опыта и одном из способов концептуальной организации нашего сознания, вычленяют элементы – аргументы и базовый предикат, связывающий эти аргументы [Болдырев, 2002: 37]. Отглагольное гнездо однокоренных слов естественным образом выстраивается по той же схеме, являясь отражением бытийной ситуации. Мы полагаем, что любое гнездо однокоренных слов, даже то, члены которого не связаны однокорневым предикатом, может быть представлено в виде базового предиката и семи участников ситуации: субъекта, объекта, инструмента, процесса, результата, локатива и времени. Мы считаем, что однокоренные слова хранятся в памяти человека, организованные отношениями ситуации и оформленные пропозициональными структурами.

         Торговать согласно Толково-словообразовательному словарю И.А. Ширшова означает «продавать и покупать», а торговля трактуется как «деятельность по купле и продаже товаров». Таким образом, понятие торговли двустороннее: включает сферу продавца и сферу покупателя. Двусторонность торговой деятельности объективируется самими фреймами и подчеркивается их организацией (фреймы ТОВАР, ПРОСИТЬ, БРАТЬ, ДАВАТЬ, ИДТИ, ДЕРЖАТЬ, ОПТ, АУКЦИОН, МАГАЗИН, ДЕШЕВЫЙ (ТОВАР)). Прежде чем товар попадает на продажу, он производится/ изготавливается, сортируется, упаковывается, поэтому мы считаем оправданным включить ситуации, связанные с процессом производства в совокупность ситуаций, описывающих торговлю. Купля-продажа регулируется отношениями ценообразования, следовательно, ситуации, описывающие формирование и колебание цен, также значимы при описании выбранного слоя лексики. Покупка товара всегда связана с процессом оплаты, чьи виды могут быть разными, и осуществляются не только наличными деньгами, но и оформляются в кредит. Покупка связана с расходами, поэтому представляется необходимым рассмотреть то, каким образом субъект тратит деньги, покупая те или иные товары. Сами по себе деньги также являются формой товара и потому финансовые операции могут быть включены в описание сферы торговли.

         Таким образом, в рамках торговой лексики мы выделяем ядерную подгруппу «торговля», две центральные подгруппы: «продажа», «покупка» и четыре периферийные: «производство» (как предшествующее непосредственной торговле), «ценообразование» (связанное с продажей), «расходы/ деньги/ оплата» (связанное с деятельностью покупателя) и «финансовые операции» (как особая разновидность купли-продажи).

         Однокоренные слова торговой лексики были сгруппированы в 140 фреймов, содержащих в общей сложности около 1000 слов. Полученные фреймы представляют неоднородную картину, включая от одной пропозиции до семнадцати (фреймы ТОРГОВЛЯ, ТОВАР). Наполняемость фрейма однокоренными словами также различна: от одного (предикатные фреймы) до пятидесяти (фрейм ТОРГОВЛЯ) слов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector