Чувства при чтении стихотворения

Домашнее задание устное: рассказать о своих чувствах, о тех образах, которые возникают при чтении этого стихотворение. На первый взгляд задание кажется лёгким, но записанные в тетради слова нужно превратить в связный текст. При оценке ответов учеников следует обратить внимание на удачные ответы, показать в ответах цельность, логичность, связность и образность речи учащихся.

Далее необходимо подвести учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали в этом стихотворении, и начинать надо с выбора ключевых образов. Здесь можно предложить такой приём. Просим учеников внимательно вчитаться в те слова, которые записаны под названием «Чувства», и ответить, в каких случаях могут возникнуть мысли, а в каких нет. Действительно, сомнительно возникновение мысли, если мы испытываем спокойствие, скорее всего мысль придёт во время озарения, или предчувствия тайны. Обратим внимание, где описание сменяется повествованием, там, где лирический герой переходит из комнаты в сад. Почему?

Он увидел «расцветшие миры», вот что его поразило больше всего, больше бронзовых жуков. Сам переход описан простым сравнением «неслыханная вера». Ведь оказавшись в храме неизвестной нам религии, мы не знаем, как себя вести, боимся сделать что-нибудь не так, мы осторожны, мы обдумываем каждое своё действие. Обдумываем. Вот здесь в словосочетании «неслыханная вера» и должна быть ещё одна мысль. Но ведь ещё есть чувство озарения, возникшее у пруда, который «как явленная тайна». Значит в стихотворении всего три ключевых образа, которые записываются на доске и в тетрадях (расцветшие миры, неслыханная вера, явленная тайна). В ходе беседы надо помочь учащимся найти слова, сформулировать мысль.

Например, лирический герой, увидев удивительные расцветшие миры, вышел за порог и обрёл какую-то неслыханную веру. Как можно трансформировать это действие в мысль? Один ученик отвечает: «Обретая новую миры, мы обретаем новую веру». Записывается мысль и фамилия ученика – автора мысли. А другой ученик предлагает: «Обретая новую веру, мы обретаем новые миры». Теперь рассуждение может идти по двум направлениям. Обретая новые миры, мы обретаем новую веру во что? Ученица отвечает: «Мы обретаем веру в то, что тайна природы явлена нам, надо только уметь увидеть её».

Попробуем развить вторую мысль. Обретая новую веру, мы обретаем новые миры; какие они? Ученик отвечает: «Эти миры только кажутся далёкими, они близки, как пруд в саду, эти миры кажутся таинственными, но мы в силах разгадать тайну этих миров».
Обращаем внимание наших учеников на то, что раньше казалось просто пейзажным стихотворением наполнено интересными мыслями, которые не высказаны прямо, а спрятаны где-то между образами и строчками стихотворения.

Домашнее задание устное: дополнить свой рассказ о чувствах и образах мыслями.

На этом этапе учащиеся уже сами обращают внимание на то, что всё стихотворение построено на сравнениях, их восхищает красота метафоры первых строчек. Сразу же можно ввести понятие аллитерации, потому что они уже услышали близкий полёт жуков в первой строчке с согласными «з» и «ж» и затихающий, удаляющийся полёт во второй строчке с согласными «с». Можно, работая над тропами, обратить внимание учеников, что один из ключевых образов «явленная тайна» дан в виде оксюморона. Спросить, почему? Потому что в голову не может придти мысль о тайне, лежащей на поверхности.

Заметим, что в ключевых образах все эпитеты – причастия, т.е. такая форма, в которой есть причастность к действию, но сама она действовать не может, действие скрыто внутри и живёт в слове как некая возможность. В других науках (в физике, например) эта скрытая возможность действия называется потенциалом. Каким удивительным потенциалом обладает это стихотворение. А может, в этих причастиях – потенциал мира.

Говоря о композиции стихотворения, обращаем внимание на связи, существующие между тремя четверостишиями. Учащиеся отмечают, что в каждом четверостишии есть один ключевой образ, что мысли, идеи, наполняющие стихотворение, возникают как бы на стыке строф. Здесь можно обратить внимание на анафору как средство связи между второй и третьей строфами и на то, как связаны начало и конец стихотворения. Ученики обычно видят глагол «висеть», но в предпоследней строке опять появляется звук «с».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector