Письменный анализ прочитанного в классе стихотворения Анны Ахматовой

Домашнее задание было, сделать письменный анализ прочитанного в классе стихотворения А Ахматовой. Вашему вниманию предлагается работа ученицы 11»А» класса школы №3 Пискуновой Ольги.

«Это стихотворение похоже на прощальное письмо очень сильной женщины, которая, несмотря на все еще не угасшее чувство, рвет любовные узы, ставшие для нее постылыми, бросает упрек своему теперешнему «вечному врагу» ,говорит, что разлука для нее – это подарок, а забвенье – благодать. В таких словах чувствуется сдержанность и озлобленность. Но тут же привлекают внимание два момента. Во-первых, странное словосочетание «притащится слава». «Притащиться» может только что-то ненужное, бесполезное, опротивевшее человеку. Но «притащится слава»? Во-вторых, последние строки стихотворения: «…на крестную муку ты другую посмеешь послать?». Появляется слово «мука» причем «крестная», а также упоминание «другой», что отвергает предположение о безразличии написавшей письмо. Это заставляет внимательнее вчитываться в стихотворный текст.

В тексте стихотворения преобладают существительные, глаголы и глагольные формы. Прилагательных очень мало (всего шесть): «постылый», «вечный», «вольная», «черный», «золотой», «крестная». Видно, что приведенные слова не являются носителями эмоциональной окраски текста, а только изредка уточняют или усиливают впечатление от созданных образов. Отсюда и цветовая скупость. В тексте только два цвета: черный и золотой. Но обращает на себя внимание присутствие в каждой строфе составного сказуемого. Стихотворение начинается и заканчивается таким сказуемым (причем именно составным глагольным), такая же грамматическая форма есть и в двух средних строфах: «удалось разлучиться», «слетит утешать», «молиться не стоит», «посмеешь послать». Такое нарочитое повторение указывает на особую роль этих словосочетаний.

Получается, что ключевыми словами в стихотворении являются именно составные глагольные сказуемые. Но так как основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве, то важно не само сказуемое, а главная его часть. Отсюда становится ясным, что опорные слова стихотворения – разлучиться, утешать, молиться, послать. Именно на этих мотивах и сосредоточены мысли лирической героини. Кроме того, если придерживаться определений, то инфинитив – это неопределенная форма глагола, которая не изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и т.д. А так как ключевые слова в тексте – инфинитивы, то выходит, что основа стихотворения – неопределенность, но не просто неопределенность, а неизменяемая и неизменяющаяся неопределенность. Горе, желание утешиться, мольба – все смешалось для лирической героини в страшном чувстве крестной муки. И поэтому мир для нее стал так темен и пуст ( нет ни одного конкретно названного предмета, кроме погремушки, но и это метафора), в нем так мало красок.

В этом свете слова письма приобретают совсем иное значение. Становится понятно, что тон надменности («постылый»), холодности («огонь потушен»), уверенности в собственных силах («обо мне и молиться не стоит») – это не что иное, как попытка скрыть свою слабость, надлом. И, называя огонь» постылым», а себя вольной, героиня пытается обмануть и обмануться, но выдает себя. Это подтверждается и синтаксическим оформлением текста.

В первой строфе предложения заканчиваются категорическими точками. Во второй – появляются запятые и тире. Уже нет однозначности, возникает сомнение. В третьей строфе ко всему прочему добавляется многоточие, что говорит о неуверенности, недосказанности. И четвертая строфа заканчивается вопросительным знаком. Как будто шла и оказалась в тупике. Да, завуалировала свои чувства. Да, покрыла их искусной пеленой. Но для чего? Ведь эта дымка соткана из слез, и уже нет сил скрыть свое бессилие. Здесь, с этим вопросом, в полной неопределенности и оставляет нас гордая героиня А.Ахматовой.»

Согласитесь, что работа ученицы удачна. Но бывает, что лексико-семантический анализ не дает возможности «разгадать стихотворение», увидеть составляющие художественного мира. Замечательно, когда учитель вместе со своими учениками владеет всеми инструментами филологического анализа, и одним из них является ритмико-интонационный анализ.
При ритмико-интонационном анализе выявляется структура предложений, их эмоциональная окраска, мелодика, отраженная в знаках препинания, кроме того, все регулярные повторы также образуют ритм текста. Прежде чем анализировать стихотворный текст, расскажем немного о тех подготовительных упражнениях, которые необходимы, чтобы учащиеся научились чувствовать ритм, мелодию текста.
На уроке русского языка в 9 классе, когда изучаются сложносочиненные предложения, ученикам предлагается отрывок из повести С.Никитина «Живая вода»:

«Я видел много российских рек и хочу сказать, что Клязьма с ее притоками Киржачом, Пекшею, Колокшей, Воршею, Нерлью, Судогдой, Нерехтом и другими, более мелкими – один из самых красивых речных бассейнов России.

Все эти речки и речушки не похожи друг на друга. Одна бежит, прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой, а другая медленно едва заметно влачит сквозь камыши и темные ямы свою зеленую воду, а вот третья несется через смуглые пески, через лесные завалы изжелта-коричневым пенным, водоворотным потоком, четвертая же серебристой чешуйчатой змейкой вьется в ромашковых и лютиковых лугах.»

В процессе лингво-стилистического комментирования художественного текста можно выявить, как реализуются образные и эмоционально-окрашенные языковые средства на интонационно-ритмическом уровне, а также на лексическом, морфологическом и фонетическом уровнях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector