Рассмотрим предложение труда отдельным индивидуумом. Предложение труда связано с осуществлением выбора между двумя возможностями:
- труд.
- досуг.
Выбор между этими двумя возможностями зависит от ставки з/пл. ее повышение создает эффекты дохода и замещения. Рост ставки з/пл увеличивает альтернативную стоимость труда. Тем самым появляется стимул замены досуга трудом, а следовательно потребительскими товарами, которые можно приобрести за счет дополнительной з/пл. в этом суть эффекта замещения. Более высокая ставка з/пл повышает доходы работников. Имея более высокие доходы, люди склонны больше времени тратить на досуг. Таким образом предложение труда зависит от соотношения эффектов дохода и замещения. Считается, что в случае низкой з/пл преобладает эффект замещения. Поэтому величина предложения труда с ростом ставки з/пл повышается. При росте ставки з/пл эффект дохода усиливается. Более высокая ставка з/пл позволяет обеспечить более высокий уровень благосостояния, все меньше времени тратить на труд и все больше на досуг.
Таким образом ставка з/пл зависит от взаимодействия спроса на труд и предложения труда.
Основные факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения труда:
- рыночная структура. В условиях совершенной конкуренции з/пл и количество работающих выше чем в условиях монопсонии – рыночная структура, характеризующаяся следующими чертами: 1) предприятие имеет значительную долю спроса на рынке определенного вида труда; 2) данный вид труда относительно не мобильный; 3) предприятие контролирует з/пл.
- характеристика работ. При прочих равных условиях на более комфортные должности можно привлечь за более низкую з/пл.
- тип работника. Работники различаются умственными и физическими способностями, уровнем образования и подготовки, местом жительства. В связи с этим вся рабочая сила рассматривается как состоящая из ряда неконкурирующих групп. Для каждой неконкурирующей группы складывается специфическое соотношение спроса и предложение руда. Со временем работники могут переходить из одной группы в другую для этого им необходимо осуществить определенные затраты, которые получили название инвестиции в человеческий капитал.

Основные формы инвестиций в человеческий капитал:
- затраты на образование.
- расходы на здравоохранение.
- расходы на перемещение между различными рынками труда.
Проблема инвестиций в человеческий капитал является предметом исследования одного из направлений в экономике – теории человеческого капитала. Согласно этой теории, при прочих равных условиях, чем больше инвестиций вложено в человеческий капитал, тем больший доход может быть получен работником, тем больше возможностей он имеет на рынке труда.
- ситуация на рынке товара, в производстве которого используется данный вид труда. Благоприятная конъюнктура ведет к росту з/пл.